27
марта

Транспорт и логистика 27.03.2015

Минпромторгу поручено доработать стратегию развития машиностроения;вагонам продлевают жизнь; ФАС готова рассмотреть обращение «РЖД» о повышении цен поставщиками; «малые» операторы предлагают включить в железнодорожный тариф стоимость отцепочного ремонта вагонов.

ОАО "Российские железные дороги"

РИА «Новости» 27.03.2015 г.

 

МИНПРОМТОРГУ ПОРУЧЕНО ДОРАБОТАТЬ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

Минпромторг должен учесть комплекс мер по стимулированию экспорта продукции отечественного вагоностроения, а также ограничению импорта продукции.

Правительство РФ поручило Минпромторгу России доработать проект стратегии развития транспортного машиностроения РФ на период до 2030 года, говорится в материалах на сайте правительства.

Минпромторг должен учесть комплекс мер по стимулированию экспорта продукции отечественного вагоностроения, а также ограничению импорта продукции.

Кроме того, Минпромторгу и Минфину поручено до 28 мая при разработке проекта бюджета на 2016-2018 годы предусмотреть финансирование мероприятий по стимулированию спроса на инновационную продукцию в размере не менее 2,2 миллиарда рублей в год, а в 2017 году — мероприятий, направленных на технологическое перевооружение организаций транспортного машиностроения в размере 1 миллиард рублей.

Тем же ведомствам совместно с Минтрансом поручено представить до 30 апреля предложения о выделении в 2015 году из антикризисного фонда правительства 3,5 миллиарда рублей на целевое фондирование российских лизинговых организаций, предоставляющих в лизинг пассажирский железнодорожный подвижной состав российского производства на льготных условиях.

Минфину, Минпромторгу, Минэкономразвития и Минтрансу с участием кредитных и лизинговых организаций рассмотреть возможность реструктуризации задолженности по кредитам, ранее выданным на реализацию проектов производителям железнодорожной техники и транспортным компаниям.

Кроме того, ведомства совместно с ОАО «РЖД» должны представить в предложения по стимулированию закупок железнодорожной путевой техники и локомотивов в 2015-2018 годах.


 

 

Газета «Ведомости» 27.03.2015 г.

Милана Челпанова

 

ВАГОНАМ ПРОДЛЕВАЮТ ЖИЗНЬ

 

Но премьер Дмитрий Медведев поручил обсудить повышение тарифа на перевозки в старых вагонах.

По итогам совещания «О ситуации на рынке железнодорожного подвижного состава» в Тихвине (состоялось 16 марта) с премьер-министром Дмитрием Медведевым решили не запрещать продление сроков службы вагонов, следует из протокола совещания (есть у «Ведомостей»). Наоборот, Минтрансу и профильным министерствам поручено ускорить утверждение техусловий для продления срока эксплуатации вагонов через модернизацию и доложить о результатах до 1 июня. В проекте документа был пункт о запрете продления срока службы вагонов и комплектующих, но правительство все же не готово окончательно запретить использование старых вагонов, говорят несколько участников совещания.

Правда, в протоколе есть поручение ФСТ, Минэкономразвития, Минпромторгу и Минтрансу «провести анализ предложений по изменению» тарифа на порожний пробег вагонов с продленным сроком службы. На совещании министр промышленности и торговли Денис Мантуров предложил проиндексировать тариф на 14,5%. Но с этим не согласны Минтранс и Минэкономразвития, рассказали источники, близкие к обоим министерствам. В случае повышения тарифа на порожний пробег операторы будут вынуждены поднять стоимость услуг, а это ляжет на плечи грузоотправителей, отмечает один из собеседников. Представитель ФСТ на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Повышение тарифа на порожний пробег должно стимулировать «списание подвижного состава», говорится в проекте протокола. Сейчас на сети «РЖД» 293 000 вагонов, срок службы которых истек (см. график), следует из материалов Минпромторга. Основная часть из них – вагоны Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину) и «Федеральной грузовой компании» (ФГК, принадлежит «РЖД»). Обновление парка должно происходить не за счет тарифных механизмов, полагает представитель ФГК. ФГК планирует в этом году списать 33 000 вагонов – 53% от всех вагонов с истекшим сроком службы. Но закупить компания рассчитывает в 2015 г. гораздо меньше – лишь 3900 вагонов, говорит ее представитель. Представитель ПГК сказал, что планы компании по обновлению парка гибкие и зависят от конъюнктуры и господдержки.

Государство поможет операторам профинансировать покупку инновационных вагонов с помощью проектного финансирования и субсидирования процентов по кредитам или лизинговым платежам. Предложения об этих механизмах Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг вместе с банками и лизинговыми компаниями должны представить до 28 мая. Этим же министерствам Медведев поручил рассмотреть и возможность реструктуризации задолженности по кредитам, выданным «транспортным компаниям» и производителям вагонов. Меры господдержки для покупателей инновационных вагонов уже есть: субсидии на компенсацию лизинговых платежей – 2,3 млрд руб. в этом году, 2,2 млрд руб. – в 2016-2018 гг. ПГК разделяет идею господдержки – «в текущих экономических условиях она является необходимой для поддержки спроса на продукцию вагоностроителей».

Эти и другие меры позволят повысить ставку аренды вагонов с нынешних 500 до 830 руб. за вагон в сутки, полагает Минпромторг. Это позволит загрузить и вагоностроительные мощности на 40 000 вагонов и обеспечит операторам необходимый денежный поток для ремонта вагонов, обслуживания кредитов и финансового лизинга, рассчитывает министерство. Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров сомневается, что эти меры быстро поднимут ставку до 830 руб. в сутки, – дополнительное давление на ставку аренды вагона оказывают вагоны, принадлежащие лизинговым компаниям, за которые не платят их клиенты, – их от 60 000 до 100 000.


 

 

РИА «Новости» 27.03.2015 г.

 

ФАС ГОТОВА РАССМОТРЕТЬ ОБРАЩЕНИЕ «РЖД» О ПОВЫШЕНИИ ЦЕН ПОСТАВЩИКАМИ

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова рассмотреть обращение ОАО «РЖД» о повышении цен поставщиками на предмет нарушений со стороны монопольных предприятий или картельного сговора, сообщил журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в четверг в Москве.

«Вопрос этот возник не так давно – было совещание в правительстве. Железнодорожники сказали, что у них проблемы с поставщиками. Мы сказали: ну, тогда вы к нам, если такие проблемы есть (обращайтесь), если есть монопольные поставщики, мы их оценим. Если это другие участники рынка, посмотрим, насколько они работают корректно, есть ли там сговор. Они сказали: да, мы соответствующую информацию подготовим – вам отправим. Ждем, пока еще информации нет, но рассмотрим, естественно», – сообщил Голомолзин.

На этой неделе глава «РЖД» Владимир Якунин заявил, что компания планирует обратиться в ФАС и правительство в связи с кратным повышением цен поставщиками компании. Якунин отмечал, что 86% поставщиков отказали компании в пересмотре цен на продукцию. По его словам, металлурги повышают свои цены на 62%.

«Это может касаться доминантов на рынке. Если, например, сговор на конкурентном рынке – это тоже может стать предметом», – добавил Голомолзин.


 

 

ИА «Интерфакс» 27.03.2015 г.

 

«МАЛЫЕ» ОПЕРАТОРЫ ПРЕДЛАГАЮТ ВКЛЮЧИТЬ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТАРИФ СТОИМОСТЬ ОТЦЕПОЧНОГО РЕМОНТА ВАГОНОВ

 

Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших его владельцев) предлагает включить в грузовые железнодорожные тарифы стоимость текущего отцепочного ремонта (ТОР) вагонов.

«Тема ТОР у нас в течение многих лет относится к особо проблемным. Количество текущих ремонтов стабильно увеличивается, и какого-то рационального объяснения этой динамике найти сложно, поскольку парк вагонов у нас только молодеет (с 17,5 лет в 2008 г. до 15 лет по итогам 2014 г.), а более новые вагоны должны меньше ремонтироваться. Тем не менее, даже вагоны, имеющие срок службы менее трех лет, массово попадают в текущие ремонты. По нашим данным, в январе 2015 г. – 9,8 тыс., в феврале – 9,9 тыс. – больше, чем 10% отцепок в ТОР всех вагонов», – отметила глава НП ОЖдПС Ольга Лукьянова, выступая на заседании экспертного совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ по железнодорожному транспорту в четверг в Москве.

Такая тенденция, по мнению руководителя партнерства, может объясняться «только изменением структуры собственности вагонного парка», а именно тем, что в 2011 г. почти все вагоны стали принадлежать независимым собственникам (у «РЖД» осталось менее 9% от общего парка в РФ), «что и обусловило резкий взлет объемов ТОР». «Проще говоря, «Российские железные дороги» с избавлением от собственного вагонного парка получило мощный стимул возложить на независимых владельцев дополнительную нагрузку за ремонт вагонного парка. Чем больше вагонов будет отремонтировано, тем больше «РЖД» на этом заработают. Можно смело утверждать, что рост текущих ремонтов является искусственным, хотя бы потому, что к этому располагает сама процедура организации текущего ремонта, когда «РЖД» сами признают вагон неисправным, сами его ремонтируют и сами разрешают выпуск вагонов из ремонта», – считает О. Лукьянова.

По ее данным, в 2012 г. «РЖД» получили за ТОР от владельцев вагонов 14 млрд руб., а в 2013 г. – уже 18,9 млрд руб., а средняя цена одного текущего ремонта выросла с 13,246 тыс. до 16,912 тыс. руб., то есть более чем на 27%. «По нашим подсчетам, в течение двух лет (2013-2014 гг. ) средняя цена за один отремонтированный вагон увеличилась на 61%. В феврале 2015 г. «РЖД» уже уведомили о повышении цен на ТОР в среднем на 3,5%», – отметила О. Лукьянова. «При все повышающейся частоте отцепок вагонов в ремонт и росте цен на эти услуги, затраты на текущий отцепочный ремонт приближаются у операторских компаний к затратам на плановые виды ремонтов вагонов. С этим нельзя никому мириться, так как затраты на ТОР в конечном итоге включаются в цену услуг операторов по предоставлению подвижного состава, подлежащих оплате грузовладельцами», – сказала она.

Глава НП ОЖдПС разделила проблемы в этой сфере на технические и финансово-экономические. В числе первых – необоснованные отцепки вагонов. «Я имею в виду случаи, когда в ремонт направляются исправные вагоны, а их владельцу выставляется счет за якобы проведенный ремонт», – уточнила она. Кроме того, имеют место «постоянные приписки объемов ремонта» («приписываются работы, которые фактически не выполнялись при ремонте вагона»). «Сотрудники вагонных эксплуатационных депо, пользуются тем, что оператор не может выезжать на ТОР каждого вагона, особенно в удаленные пункты ремонта – это часто бывает экономически нецелесообразно», – пояснила причину О. Лукьянова. Также, по ее словам, отмечаются случаи, когда оплата требуется за ремонт вагонов, «отцепленных с неподтвержденными дефектами, такими как трещина боковой рамы или надрессорной балки», а также «несогласование с владельцем замены дорогостоящих деталей и проведения дорогостоящих операций».

К финансово-экономическим О. Лукьянова отнесла запреты на внесение корректировок в договор на ТОР, когда контракт заключается только на условиях «РЖД». Нередки и отказы небольшим владельцам вагонов в заключении централизованного договора. Также имеются проблемы с договорами, заключенными с определенной региональной дорогой – филиалом «РЖД», который не распространяется на другие дороги, то есть возникает необходимость зачисления средств для расчетов на счет каждой из 16-ти магистралей в отдельности. В конце концов, идет постоянный рост цен на услуги по ТОР, заключила глава НП ОЖдПС.

«Для решения проблем мы предлагаем обратиться в межведомственную рабочую группу при (вице-премьере РФ) Аркадии Дворковиче о включении расходов на текущий ремонт грузовых вагонов в инфраструктурную составляющую тарифа. Либо о включении работ по ТОР в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование тарифов на внутреннем рынке РФ осуществляют правительство и федеральные органы власти», – заявила в этой связи О. Лукьянова.

По ее мнению, соответствующее решение облегчит работу как владельцев подвижного состава, так и эксплуатационных депо, прежде всего, за счет уменьшения объема ремонтов и упрощения порядка взаимодействия с «РЖД». Расчеты НП ОЖдПС показывают, что при включении ТОР в тариф железнодорожный тариф (на груженый и порожний рейс) увеличится всего лишь на 0,67 коп. на 1 тонно-километр.

До этого «Российским железным дорогам» необходимо рекомендовать исключить все накладные расходы компании и ее подразделений из калькуляции стоимости ТОР и снизить процент рентабельности по таким операциям с 35% до 10%, считает партнерство. Кроме того, по мнению НП ОЖдПС, «РЖД» должны разработать и утвердить порядок передислокации неисправных вагонов в ближайшие депо своих «дочек» – ОАО «Вагоноремонтная компания – 1» (ВРК-1), ОАО «ВРК-2» и ОАО «ВРК-3» – для текущего отцепочного ремонта.

«Текущий ремонт в ВРК обходится дешевле, чем сравнимый в эксплуатационных депо «РЖД», из-за более низкой рентабельности, закладываемой в стоимость работ. Однако есть множество случаев искусственных препятствий на пути передислокации неисправных вагонов в депо вагоноремонтных компаний. Самая распространенная трудность – получить согласие от представителя эксплуатационного депо на отправку вагона с пункта технического обслуживания (ПТО) в депо ВРК. Да, мы понимаем, что передислокация неисправного подвижного состава может угрожать безопасности движения, но предлагаем прописать радиус передислокации вагона и перечень неисправностей, с которыми можно передислоцировать вагон не угрожая безопасности движения», – отметила О. Лукьянова.

Кроме того, по ее мнению, необходимо обратить внимание «РЖД» и потенциальных инвесторов на железнодорожные узлы с малой мощностью эксплуатационных предприятий и необходимость их модернизации для расширения мощностей. Для этого заинтересованным членам экспертного совета ФАС стоит провести соответствующее исследование рынка. «РЖД» также нужно рекомендовать использование единого лицевого счета плательщика услуг, что позволит владельцам вагонов, заключив договор на ТОР с одним из региональных филиалов монополии, оплачивать эти услуги на всей железнодорожной сети.

«В связи с существенным затягиванием заключения договоров на текущий ремонт (необходимо) рекомендовать «РЖД» установить срок (на это ) до 7 суток – при отсутствии разногласий по содержанию договоров с владельцем вагонов и заказчиком», – также добавила О. Лукьянова