10
апреля

Транспорт и логистика 10.04.2015

Достижение коммерческой привлекательности и рентабельности контейнерных и контрейлерных перевозок в России для клиентов железнодорожного транспорта зависят от государственных мер поддержки; Президент «РЖД» В. Якунин на прошедшем селекторном совещании с руководством перевозчика заявил, что у его подчиненных есть «две недели» на то, чтобы искоренить в компании «кумовство»; РЖДЛ купила долю в латвийском транспортном активе; ОАО РЖД дало понять, что вслед за угольными компаниями на тарифные послабления могут рассчитывать и экспортеры железной руды.

ОАО «Российские железные дороги»

www.rzd-partner.ru 09.04.2015 г.

Оксана Перепелица

 

В.ЯКУНИН: КОММЕРЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ

ПЕРЕВОЗОК ЗАВИСИТ ОТ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

 

Достижение коммерческой привлекательности и рентабельности контейнерных и контрейлерных перевозок в России для клиентов железнодорожного транспорта зависят от государственных мер поддержки, заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в ходе международной научно-практической конференции «Развитие контейнерных и контрейлерных перевозок в России и в международных сообщениях».

По его словам, первоочередными мерами поддержки данного сегмента перевозок могут стать такие решения со стороны регуляторных органов, как принцип платности за пользование инфраструктурой автомобильного транспорта и введение экологического сбора для автотранспортных средств. «Эти нововведения будут способствовать интересу грузовладельцев к контрейлерным перевозкам, а так же позволят более рационально распределить грузопотоки по видам транспорта. Ситуация, когда речь идет о развитии грузоперевозок автомобильным транспортом на расстояния четырех, а то и девяти тысяч километров не основана на экономической целесообразности», - считает он.


 

ИА REGNUM  09.04.2015 г.

 

ЯКУНИН ПОТРЕБОВАЛ ИСКОРЕНИТЬ «КУМОВСТВО» В РЖД ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ

 

Преемственность поколений, по мнению Якунина, не должна подменяться кумовством

Президент «РЖД» Владимир Якунин на прошедшем селекторном совещании с руководством перевозчика заявил, что у его подчиненных есть «две недели» на то, чтобы искоренить в компании «кумовство».

По словам Якунина, фаворитизму не место в РЖД. Что касается трудовых династий, то глава компании выступает за то, чтобы они были. «Мы будем только рады, если дети будут продолжать дело своих отцов и матерей и всячески будем приветствовать и поддерживать такую тенденцию», однако, «преемственность поколений не должна подменяться кумовством», подчеркнул глава РЖД.

Якунин считает, что совершенно недопустимо, когда один член семьи работает под руководством другого члена семьи ««сын под отцом», «жена под мужем» и так далее». «Я сейчас не хочу называть имена. Даю две недели для того, чтобы был наведен порядок», — заключил он.


 

Транспортные компании

Газета «Коммерсантъ» №63 10.04.2015 г. 

Константин Ганин, Рига; Наталья Скорлыгина

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СВЕРНУЛИ В РИГУ

 

РЖДЛ купила долю в латвийском транспортном активе

ОАО «РЖД-Логистика» (РЖДЛ), внесенное ОАО РЖД в СП с Белоруссией и Казахстаном ОТЛК, купило актив в Латвии — 50% экспедиторской Liepajas naftas tranzits (LNT), ранее принадлежавшей вице-мэру Москвы Максиму Ликсутову и проданной им латвийскому партнеру ОАО РЖД, компании Sia LTO. У РЖДЛ уже есть СП с этим партнером — Euro Rail Trans, развивающее сервис по транзиту грузов через латвийские порты, а LNT, по неофициальным данным, в 2010 году купила Рижский торговый порт.

ОАО «РЖД-Логистика» (РЖДЛ создано ОАО РЖД, внесено в капитал российско-белорусско-казахстанского СП «Объединенная транспортно-логистическая компания», ОТЛК) приобрело 50% в уставном капитале латвийской Liepajas naftas tranzits (LNT). По словам гендиректора РЖДЛ Павла Соколова, целью сделки является реализация «стратегии выхода на европейский рынок мультимодальных грузоперевозок». Согласно реестру предприятий Латвии, сделка прошла 25 марта, ее стоимость не раскрывается. Уставный капитал LNT составляет €42,7 тыс., оборот в 2013 году — €64 тыс. В качестве основных видов деятельности указываются экспедиторские услуги на железнодорожном и морском транспорте. В РЖДЛ не уточняют, чем владеет LNT, по данным агентства LETA, в 2010 году компания купила Рижский торговый порт. Сделка с РЖДЛ не нуждается в одобрении госорганов: как пояснила «Ъ» представитель Совета по конкуренции Латвии Инита Кабанова, санкция совета необходима, «когда общий оборот в Латвии превышает €35,7 млн. или предприятие занимает более 40% рынка».

В РЖДЛ «Ъ» пояснили, что продавцом выступила SIA Locomotive Traction Operation (LTO), владеющая 49% в другом СП с РЖДЛ — Euro Rail Trans. Этот актив развивает транзитные перевозки через латвийские порты. 80% LTO контролирует Latvijas transporta grupa, совладельцами которой являются бывший премьер Латвии Андрис Шкеле и бывший министр транспорта Айнарс Шлесерс. Господин Шлесерс сообщил латвийским СМИ, что LNT было приобретено у курирующего транспорт вице-мэра Москвы Максима Ликсутова. По данным LETA, Айнарс Шлесерс не исключал, что в паритетном партнерстве РЖДЛ и LTO могут обдумать приобретение терминалов на Балтике — в частности, интересны Рига, Вентспилс, Клайпеда, Таллин. В РЖДЛ это не комментируют. «Цель покупки — не приобретение активов, а решение технологических вопросов и выстраивание взаимодействия в организации грузоперевозок в Латвии,— заявили в компании.— РЖДЛ заинтересована в создании единой цепочки железнодорожной доставки грузов в латвийские порты и далее».

«В целом РЖДЛ — одна из значимых точек роста для ОАО РЖД,— считает глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.— Комплексное транспортно-логическое обслуживание — это удачная инновация с достаточно высокими показателями эффективности». В Латвии у компании уже есть бизнес, подчеркивает господин Бурмистров, поэтому приобретение LNT полностью укладывается в логику развития направления. Впрочем, политическая обстановка не располагает к сотрудничеству. С одной стороны, глава ОАО РЖД Владимир Якунин находится в санкционном списке США. С другой стороны, господа Шлесерс и Шкеле являются фигурантами «дела олигархов», которое ведет латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК). В БПБК от комментариев по сделке с LNT, которая фигурирует в деле, отказались, поскольку расследование еще не завершено. Руководитель парламентской комиссии по иностранным делам Оярс Эрикс Калныньш сообщил «Ъ», что, несмотря на включение господина Якунина в санкционный список, железные дороги России и Латвии продолжают сотрудничать.


 

Грузообразующие объекты

Газета «Коммерсантъ» №63 10.04.2015 г. 

Юлия Галлямова, Анатолий Джумайло

 

МЕТАЛЛУРГИ ТРЕБУЮТ НОВЫХ СКИДОК

 

Теперь на перевозки железной руды и глинозема

ОАО РЖД дало понять, что вслед за угольными компаниями на тарифные послабления могут рассчитывать и экспортеры железной руды, а также практически единственный потребитель глинозема в России «Русал». По данным «Ъ», «Русал» просил ОАО РЖД о максимальной скидке в 12,8% на импортный тариф для глинозема, а НП «Русская сталь» обращалось с предложением об отмене надбавок к экспортным тарифам. Вопрос о скидке на руду обсуждался у вице-премьера Аркадия Дворковича, но решения нет.

ОАО РЖД рассматривает возможность снижения грузового тарифа для железной руды и глинозема, сообщил вчера ТАСС со ссылкой на вице-президента компании Салмана Бабаева. Он объяснил это падением цен на продукцию металлургов на мировом рынке, что привело к росту транспортной составляющей в их себестоимости. Размер скидки господин Бабаев не уточнил.

ОАО РЖД может регулировать величину тарифа в рамках «ценового коридора» — от -12,8% до +13,4%. В конце декабря 2014 года правление монополии применило максимальную надбавку к экспортным грузам, и с учетом индексации железнодорожных тарифов на 10% в 2015 году перевозки на экспорт подорожали сразу на 23,4%. При этом угольным компаниям удалось убедить ОАО РЖД повысить для них экспортный тариф только на 1,4%.

Источники «Ъ» на рынке утверждают, что в случае глинозема речь идет об импортном тарифе. По их данным, ранее «Русал» направил письмо в ОАО РЖД, в котором просил предоставить максимальную скидку в 12,8% на импортируемый глинозем, не претендуя на снижение надбавки в 13,4% на экспорт алюминия. В себестоимости «Русала» на глинозем в 2014 году приходилось 15%, компания закрывает своим глиноземом 75-80% потребностей, но и он в основном импортируется с зарубежных предприятий. В «Русале» подтвердили «Ъ», что такое предложение есть. В 2014 году «Русал» отправил на экспорт порядка 2,6 млн. тонн алюминия (общий объем производства — 3,6 млн. тонн), а импортировал около 10 млн. тонн глинозема. Но перевозка алюминия стоит гораздо дороже, чем глинозема (последний относится к самому дешевому классу грузов). Например, доставка одного вагона алюминия из Красноярска в Находку (5,3 тыс. км) обойдется в 142,8 тыс. руб., а глинозема по маршруту Находка--Красноярск — в 90,2 тыс. руб. Источник «Ъ» на рынке сомневается, что «Русалу» удастся получить от ОАО РЖД скидку в 12,8%, «она будет меньше, иначе экономика монополии будет неочевидна». В ОАО РЖД не комментируют эту тему.

О снижении экспортного тарифа на железную руду просили крупнейшие производители и экспортеры — «Металлоинвест» и Evraz, заявляют источники «Ъ» в отрасли. В компаниях это не комментируют, но источники «Ъ» объясняют, что металлурги обращались с предложениями через НП «Русская сталь», «чтобы представить консолидированную позицию отрасли». В «Русской стали» подтвердили, что 22 января направляли обращение «с предложением об отмене увеличения на 13,4% экспортного тарифа» Салману Бабаеву, вице-премьеру Аркадию Дворковичу, а также руководителям профильных министерств и ведомств. 26 января у Аркадия Дворковича было совещание по этой теме, но никаких решений принято не было, рассказывают в НП.

Ежегодно из России экспортируется свыше 20 млн. тонн руды, отмечают в партнерстве, а решение ОАО РЖД «оказывает негативное влияние на конкурентоспособность продукции на мировых рынках». Производители железной руды с 2014 года работают на падающем рынке, год к году цены упали на 60%, до исторического минимума в $48 за тонну (см. «Online» от 9 апреля).

По мнению Андрея Третельникова из RMG, у экспортеров руды сейчас есть веские причины для того, чтобы требовать снижения экспортного тарифа. Если ОАО РЖД не согласится на скидку, то компании могут попросту сократить объем экспорта, что невыгодно монополии, считает он. Что касается «Русала», говорит Андрей Третельников, то возможно, что компания добьется скидки, поскольку обеспечивает перевозку стабильного объема груза.